группа "Солнышко" МБДОУ "Детский сад № 357" г.о. Самара
О предметно-развивающей среде
Развивающая предметно- пространственная среда нашей группы в настоящее времяпредставляет собой совокупность объектов, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности в природной среде. При ее построении необходимобыло учесть общепедагогические основы системного проектирования социального, пространственно-предметного и организационно-технологического компонентов и ориентироваться на реализацию целей экологического воспитания.
А начать мы решили с самого, на наш взгляд, простого.Практически в каждом групповом помещениилюбого ДОУ, по старинке,находятся уголки природы, где располагаютсякомнатные растения. Перед нами встал вопрос, чем же мы можем его «усовершенствовать». Ответ подсказали сами дети, когда наблюдали за процессом рыхления почвы в цветочных горшках, спросив: «А кто же на улице рыхлит землю, что бы травка росла?» Так возникла идея о размещении в природным уголке насекомых, не живых, конечно, а пластиковых - игрушечных, но в условиях приближенных к натуральным. Так в комнатных растениях и рядом с ними «поселились» кузнечик, муха, стрекоза, паук, жуки, бабочка, богомол, таракан, божьи коровки, дождевой червяк. Нам показалось таким образом дети быстрее уяснят где живут насекомые, чем питаются, какую пользу они приносят людям.Многие выводы - ответы на свои же вопросы,дети дают сами, строя предположения, делая логические выводы, а ведь возраст наших детей 3-4 года. В этом же уголке разместилась коллекция насекомых журнала «Древо познания», а также настольные игры экологической направленности. В любое время дети могут поиграть в понравившуюся игру либо рассмотреть заинтересовавший экспонат коллекции. Согласно плану работы с детьми в ДОУ проводятся тематические недели на тему «Домашние животные», «Дикие животные» и т.п., но без систематического напоминания дети, к сожалению, очень быстро забывают какое животное относится к какой классификации, путают их, забывают места их обитания и т.д. Конечно, мы старались повторять материал в режимные моменты, но, обратили внимание, что и этого не достаточно. Тогда на помощь пришла идея создания неких тематических инсталяций. В групповом помещении мы выделили для этого целую секцию.На задних стенках полок мы расположили изображения мест обитания тех и иных животных (лес, джунгли, пустыня), разместили игрушечных животных в соответствие с местом их обитания. На задней стенке одной из полок мы поместили изображение вулкана, где поселились древние животные - динозавры. Дети непроизвольно запомнили место обитания и названиедиких животных наших лесов, животных жарких стран, домашних животных. Отпал вопрос уборки игрушек по местам - животные леса живут в лесу (в другой среде они могут погибнут), животные пустыни - в пустыне и т.д. Кроме того, нами былисамостоятельно разработаны и сделаны д/и этой же направленности. Дети брали коробочку с изображением среды обитания,животных и игралис ними в соответствии с задачей, которуюперед ними ставил педагог или в соответствие со своей задумкойв самостоятельной деятельности. Главное условие наших инсталяций - доступность: можно все использовать в игровой деятельности. На стене группового помещения было нарисовано дерево, которое было решено использовать как сезонное. На дереве с приходом осени «пожелтели» листочки, которые к зиме опали, весной появились маленькие зеленые; «поселились» птицы - зимой это были городские птицы, весной - «прилетели» перелетные птицы. Гладя на дерево, очень легко было объяснять сезонные изменения, происходящие в живой и неживой природе с приходом различных сезонов. Дети быстро запомнили названия птиц и их классификацию на зимующих и перелетных. Что бы уделить внимание бережному отношению детей к природе, мы попросили родителей смастерить скворечник и кормушку, которые в соответствии с сезоном, размещали на дереве. Мы уверены, что наши ребята никогда не обидят городских птиц, потому что знают, какие это слабые и беззащитные существа, нуждающиеся в человеческой помощи. Конечно, некоторые изменения претерпел и книжный уголок. Большая часть имеющейся литературы направлена на познавательную деятельность в экологической области. Здесь мы разместили книги с большими и понятными иллюстрациями, которые дети могли самостоятельно рассматривать в любое свободное время. Да и чтение художественной литеры педагогами то же имело соответствующую направленность, хотя, конечно, мы не забывали и о других областях развития. В уголке творчества мы приняли решение разместить натуральные материалы, в которых дети самостоятельно или с помощью воспитателя могли реализовывать свои творческие фантазии. Дети делали поделки из природного материала, рисовали на натуральных камнях, деревянных фигурках, разукрашивали морские раковины, при этом мы не забывали отмечать свойства природных материалов, их взаимодействие с той или иной краской и т.п. А какие чудные существа ребята видят в обыкновенных веточках и корешках!!! В группе появился уголок под названием «Хочу все знать», который легко трансформируется в «Магазин необычных товаров». В уголке мы расположили коллекцию разнообразных камней, образцы сыпучих продуктов, посуду и лабораторные инструменты для проведенияэлементарных экспериментов в режимных моментах. В самостоятельной деятельности в этом уголке дети рассматривали камни, исследовали образцы, при желании «продавали» в «Магазине»эти же предметы, используя их как предметы - заместители. Познавательная активность детей не заканчилась на знаниях и опыте, которые они получили в группе. Дети настолько увлеченно изучали обновленную предметно-развивающую среду, что перенесли свой познавательный интерес на родителей, которые с удовольствием подключились к процессу преобразования. Предметно-развивающая среда стала экологически ориентированнойне только в группе ДОУ, но и в домах воспитанников. 2 апреля 2017 в 18:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.